С решением Microsoft перейти на Chromium для своего браузера Edge, Mozilla Firefox остается единственным крупным разработчиком браузера, который все еще поддерживает свой собственный альтернативный движок. Может ли Firefox оставаться конкурентоспособным в мире, где доминирует Google?

На прошлой неделе Microsoft объявила о том, что бросила все усилия по разработке EdgeHTML и переключилась на движок Chromium с открытым исходным кодом. Это большая победа для Google, который поддерживает эту кодовую базу и использует ее в качестве ядра Google Chrome. Возможно, это большая победа и для корпоративных клиентов Microsoft, которые теперь могут рассчитывать на наличие совместимого со стандартами браузера, который работает со всеми их современными веб-приложениями.

Вы знаете, кто не был среди победителей? Mozilla, создатели браузера Firefox.

В отчаянном и мрачном посте в блоге Mozilla генеральный директор Крис Бирд подверг критике решение Microsoft, хотя и признал, что оно «вполне может иметь смысл» с точки зрения бизнеса, даже если оно представляет собой экзистенциальную угрозу для некоммерческой Mozilla:

Мы конкурируем с Google не потому, что это хорошая возможность для бизнеса. Мы конкурируем с Google, потому что здоровье Интернета и онлайн-жизнь зависят от конкуренции и выбора. Они зависят от того, смогут ли потребители решить, что мы хотим чего-то лучшего, и принять меры.

[…]

Если у одного продукта, такого как Chromium, достаточно доли на рынке, веб-разработчикам и компаниям будет проще решить, не беспокоиться о том, что их сервисы и сайты работают с чем-то другим, кроме Chromium. Вот что произошло, когда Microsoft имела монополию на браузеры в начале 2000-х годов, до выхода Firefox. И это может случиться снова.

К сожалению, отношения Mozilla с Google … ну, скажем так, это сложно. Да, Firefox конкурирует с Google на рынке браузеров, но Google также буквально «платит», чтобы держать свет в Mozilla.

Две недели назад Mozilla выпустила свой годовой отчет, в том числе проверенные финансовые отчеты за 2017 год. В этом отчете она признала, что «сегодня большая часть доходов корпорации Mozilla создается за счет глобальных партнерских поисков в браузере, включая сделку, заключенную с Google в 2017 году после расторжения Mozilla соглашения о поиске с Yahoo / Oath …. »

На самом деле, более 89 процентов дохода корпорации Mozilla  ($ 562 млн.) в 2017 году было получено от гонорара поисковых систем, и почти все это, похоже, поступило от Google. (Яндекс является поисковой системой Firefox по умолчанию в России, а Baidu — по умолчанию в Китае. Google — по умолчанию в США и на других развитых рынках.)

Этот факт, что показательно, указан в разделе «Концентрация риска» в финансовой отчетности Mozilla 2017 (PDF).

Текущие контракты с поисковыми системами истекают в ноябре 2020 года, менее чем через два года. Если Google решит прекратить эту поисковую связь или существенно изменить ее условия, финансовое воздействие будет иметь разрушительные последствия для Mozilla. Имея в наличии 514 млн. долларов наличными и ежегодные расходы в размере 421 млн. Долларов, она сможет работать в течение примерно 15 месяцев, не заключая еще одну поисковую сделку.

К сожалению для Mozilla, большинство рыночных сил, которые заставили Microsoft Edge отказаться от своего независимого браузера, в равной степени применимы к Firefox.

Несмотря на отличные отзывы, браузер Firefox Quantum, выпущенный в конце 2017 года, не смог получить сколько-нибудь значительную долю использования на настольных платформах. 

Например, согласно последним данным Программы цифровой аналитики правительства США, доля Firefox составляла ровно 8 процентов трафика с компьютеров Windows и Mac, по сравнению с 8,44 процента для Microsoft Edge и 7,9 процента для Safari. Это сравнение даже хуже, чем кажется, потому что Edge даже не может быть установлен на устройствах под управлением MacOS или версиях Windows, отличных от Windows 10, а настольная версия Safari работает только на Mac.

Это та же проблема, которую инженеры Microsoft назвали своей основной причиной отказа от EdgeHTML. Подавляющее большинство времени и энергии, которые разработчики EdgeHTML потратили за последние три года, были направлены на устранение проблем совместимости с сайтами, которые не работали должным образом, поскольку они были протестированы только в браузерах на основе WebKit и Chromium.

Может ли Mozilla позволить себе технические расходы на поддержание единственного движка рендеринга и кодовой базы браузера, не основанного на WebKit или Blink (Google Web-версия на основе Chromium)?

Жесткий характер конкуренции в современном технологическом мире говорит о том, что миссия Mozilla по предоставлению альтернативы монополии Google достойна восхищения и, вероятно, обречена на провал. Большой вопрос заключается в том, продолжит ли Google выплачивать гонорары, чтобы Mozilla оставалась на плаву после 2020 года. Это может произойти, как страховка от возможных антимонопольных действий.